Понедельник, 25.06.2018, 16:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Издательство

Статистика

Рейтинг@Mail.ru
создание сайтов недорого
Форма входа
Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Методические приемы работы над сочинением- рассуждением в 9 классе при подготовке учащихся к ГИА
00:39
Методические приемы работы над сочинением- рассуждением в 9 классе при подготовке учащихся к ГИА

Методические приемы работы над сочинением- рассуждением в 9 классе при подготовке учащихся к ГИА. Ткачева Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ « Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г. Кременки» Одной из актуальных проблем при подготовке учащихся к ГИА является понимание текста. Эта проблема связана с написанием сочинения в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. При подготовке выпускников к ГИА столкнулась с проблемой: учащиеся не могут писать сочинения на лингвистические темы, особенно такого общего характера, поэтому целый ряд разработок посвятила этой теме.

Основная идея доклада - выбор наиболее оптимальных форм, методов и приемов работы при подготовке учащихся 9 – х классов к экзамену в новой форме. В основном содержании доклада рассматриваются такие важные аспекты проблемы, как: информация о составе современных учеников – девятиклассников в школах; от простого сложному: о пользе знаков препинания (рассказ- сказкаА.Каневского); и в шутку, и всерьез о знаках препинания: запятой, тире, двоеточии,многоточии и др. (от веселой грамматики в стихах до теории); технология написания сочинения Восприятие текста зависит не только от характера самого текста, но и от личности воспринимающего его субъекта, от уровня его владения учебными компетенциями. Компетенции учащихся при написании сочинения: Лингвистическая компетентность – умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Языковая компетентность – практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм. Коммуникативная компетентность – владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Показателем уровня учебных компетенций учащихся является степень полноты, глубины и правильности понимания текста, через который читатель или слушатель должен воспринять личность автора. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему - это небольшое связное рассуждение в научном или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова Цель написания сочинения на лингвистическую тему: Раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности. (“Зачем нужно правильно писать?”, “Для чего мы учим правила орфографии?” и т.д.). Язык нужен для живой жизни – вот основополагающий принцип Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему может быть написано: в общекультурном плане, с философской точки зрения.

Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”. Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и цитирование (но чрезмерно не увлекаться!). Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2) направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки (!!!). Методические приемы работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (С2.1) Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. При выполнении данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста. Алгоритм построения текста-рассуждения содержится в самой формулировке задания части С. Однако учащиеся затрудняются в построении самого риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? Какие лингвистические термины-понятия отобрать? как связать доказательства и вывод?

При этом в письменных работах допускаются те же типичные ошибки, что и в устных ответах на уроке:

1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание;

2) непродуманность в расположении отдельных частей текста;

3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями, частями текста;

4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста;

5) неумение пользоваться частотными для языка науки средствами выражения сопоставительных, классификационных отношений.

И в очередной раз задаем себе вопрос: как помочь учащимся? Чаще всего мы пользуемся готовыми советами, шаблонами.

Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, можно заключить следующее:

1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.

2. Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.

3. Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:

a) Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мной и другом возник спор…», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова?»);

б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);

в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _______________________, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,__________________»);

г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).

Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть различными. Могут опираться на самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев. Ниже даются модели, описывающие возможные способы развертывания текста рассуждения.

Этапы работы над написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1. Формирование понятийного аппарата учащихся: тезис, тема, аргументы, вывод.

2. Работаем над понятием тезис.

3. Подбор аргументов к тезисам на лингвистическую тему.

Зачем нужны запятые в предложениях с однородными членами?

Роль вводных слов в предложении. Роль многоточия в тексте. Работаем над темой «Роль многоточия в тексте». Многоточие - знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.

Структура сочинения-рассуждения: Тезис - доказательства (аргументы)- вывод. Речевые средства связи: - повтор слов, - местоимения ( личные, указательные) - вводные слова и конструкции: например, так, во-первых, во-вторых, таким образом, итак, в заключение, как видим и др. Коллективное написание сочинения-рассуждения. На письме без многоточия невозможно обойтись. Многоточие и знание правил его постановки необходимы как пишущему, так и читающему: пишущему - чтобы выразить определённый смысл, а читающему- чтобы правильно воспринять этот смысл. Многоточие- знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек. В большинстве случаев оно обозначает незаконченную мысль или паузу. Этот знак препинания встречается чаще в художественном тексте, в том числе и предложенном нам.

Какова же роль многоточия в текстах?

С какой целью оно используется?

Во-первых, для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой между незаконченными предложениями. Например, в предложениях № 2,8. Во-вторых, в начале, в середине, в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Так, с этой целью используются предложения 13,14. Как видим,… В заключительной части доклада обосновывается вывод о том, что при подготовке к ГИА по русскому языку девятиклассников можно и нужно писать сочинение на лингвистическую тему.

Литература: Волина В. Русский язык в рассказах, сказках ,стихах.- М.:АСТ, 2006 ГИА-9/ Под редакцией Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион,2010. Русский язык в школе и дома. №6, 2005.

Просмотров: 1604 | Добавил: Гость | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930