Четверг, 24.05.2018, 11:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Издательство

Статистика

Рейтинг@Mail.ru
создание сайтов недорого
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

мораль

План

 

Введение

Глава 1.Теоретические  основы  понятия  морали

  1. Понятие  морали
  2. Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях

Философия  существования (экзистенциализм)

Концепция  этической  духовности.

Философия  космизма

 

  1. Проблема  самосовершенствования  личности  в  литературе
  2. Практическая  часть

Глава  2.  Экспериментальное  исследование  специалистов

  1. Анкета
  2. Результаты  анкетирования

Заключение.

Библиографический  список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                   

 

Тема самосовершенствования человека актуальна во все времена и в любом возрасте.

 От того, как формируется  отношение  человека к себе, к другим людям и  целому  миру,  и  будет зависеть  его  жизненная ориентация, отношение  к  жизни  и  сама  жизнь.

 Моральное  самосовершенствование  специалиста  можно  рассматривать,  прежде  всего,  как желание  человека  к   личностному  совершенствованию в соответствии  с  моральными  принципами  и  идеалами  общества.

 Сфера  деятельности  морали  широка, но,  тем  не  менее,  богатство  человеческих  отношений  в  данной  работе  можно  свести  к  отношениям: индивид/человек/ и  коллектив .

Развитие   индивида/специалиста/,  в  меру  собственной  сознательности  и  возможности  позволяет  ему  совершенствоваться  и  реализовывать  общественные  требования, принимать  решения, оценивать  происходящее в  соответствии  с  общепринятой  моралью.

 

 Поэтому цель любого  человека,  работающего  в  коллективе,

 / мы  будем  рассматривать  ситуацию  человек-коллектив/, стремящегося  к  самосовершенствованию  и  данной  работы–-понять себя, определить отношение к себе и другим людям, развить личностные качества, найти  свое  место  в  коллективе.

Задачей  данной  курсовой  работы  является:

Показать, что  совершенствование  личных качеств  специалиста является необходимым  условием воспитания  толерантного   отношения  к  другим  /коллегам  по  работе, клиентам /.

Найти  пути  и  средства  для  реализации  программы  по  самосовершенствованию  специалиста.

Объектом  и  предметом  исследования  является :

- внутренний  мир  душевных  процессов  и  состояний  человека, его  отношение  к  работе, и  обратная  его  зависимость

- опрос  и анкетирование  работников  предприятия

 

В  основе  курсовой  работы  лежит  версия, что  моральное  совершенствование  в  коллективе  является  необходимым  условием  для  сохранения высокой  работоспособности коллектива, повышения   его профессиональной       деятельности, профессиональной  самоактуализации  молодых  работников.

Для  достижения  поставленной  цели  и  проверки  выдвинутой  версии  были  поставлены  следующие  задачи :

1). Изучить  теоретические  подходы  к  пониманию  проблем  морали  и  ее  влияния  на  человека

2). Изучить  теоретические  подходы  к  пониманию  смысла  жизни  в  некоторых  философских  концепциях.

3).Показать  проблему  самовоспитания  личности  в  литературе.

4.) Описать  практические  упражнения  для  самосовершенствования и  релаксации  и  вытеснения  отрицательных  эмоций

5.)  Изучить  и  диагностировать  анкетные  данные

6.)Наметить  основные  направления  работы  специалиста  для  самосовершенствования.

 

Методы  исследования:

- анализ  литературы,

- количественная  и  качественная  обработка  экспериментальных  данных. 

 

База  исследования:

КГУ  Центр  занятости  населения  г. Комсомольска-на-Амуре

Специалисты  /мужчины  и  женщины  в  количестве  16 чел, разного  возраста  и  различной  профессиональной  квалификации/.

 

 Данное  исследование  обогатило  меня  знаниями  по  психологии, расширило  мой  кругозор, познакомило  меня  с  новыми  интересными  людьми.

 

Результаты  данной  работы могут  иметь информативное  или  практическое  значение, и для  простых  работников, и  для  руководителей  организаций , т.к.

- во-первых, каждый  человек  для  самосовершенствования, как  специалист должен  иметь  позитивную  жизненную  позицию, научиться  управлять  негативными  эмоциями  и  чувствами,  развивать  в  себе  положительные  качества  и  искоренять  недостатки .

- во-вторых, некоторые  методики  могут  оказаться  полезными  и  интересными   и  послужить  побудительной  силой  в  личностном  и  карьерном  росте 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы

1.1 Сущность морали

 

Бесцельно  искать  точное  определение  сущности  морали. Термин «мораль» - и по содержанию и по истории возникновения – латинский аналог термина «этика». В латинском языке есть слово, обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения ла­тинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное "моральный" для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово "мораль", в качестве собирательной характе­ристики моральных проявлений. Множественное число от него употреблялось как обозначение и моральной философии и ее предмета. В русском языке есть самобытный термин "нравствен­ность", являющийся в целом аналогом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль".

Таким образом, термины "этика", "мораль", "нравст­венность" приблизительно однотипны по своему значению и истории возникновения. Этика может считать, что мо­раль дана богом. А может утверждать, что она определена историческими обстоятельствами. Эти два взгляда, принятые всерьез, в их прямом и обязывающем значении, дают не просто два разных понимания, но и два разных состояния морали.

Современная философия отличается от «клас­сического» этапа своего развития рядом особенностей, по­нять которые можно, только сопоставив этапы. Исторические события поставили под сомнение истины классиче­ской  философии. Сегодня, мораль играет важную роль в деле дальнейшего совершенствования общества, в решении актуальных политических, социальных, идеологических задач. Человек живет по нормам, которые он сам себе задает. Его действия носят целесообразный характер, то есть он действует согласно целям, который перед собой ставит. Цель можно назвать причиной, которая находится не сзади, а впереди. Человек сам задает основания, причины своего пове­дения.

Разные люди и один и тот же человек в разное время могут совершать разные, противоречащие поступки. Ворон ворону глаз не выклюет, — говорит русская посло­вица. Животным присущ врожденный запрет братоубий­ства. Им свойственны инстинктивные тормозные механи­змы, ограничивающие проявления агрессивности против представителей своего вида. У человека ничего этого нет или ослаблено до очень опасного предела. Существуют физиологические механизмы, в силу кото­рых проявления жизни являются источником приятных ощущений, а проявления смерти порождают инстинктивное отвращение. Человек может преодолевать и эти ограничения до такой степени, что способен радоваться страданиям. Человек есть на все способная тварь — это суждение писателя и социолога А. А. Зиновьева является в такой же мере суровой оценкой, а в какой и констатацией факта.

Другой особенностью человечес­кого бытия является то, что человек находится в процессе непрерывного самосовершенствования. Он всегда стремится стать иным, чем он есть на самом деле, подняться над собой. Он постоянно недоволен собой, обуреваем жела­нием быть другим, выйти за свои границы. Мало сказать: человек не равен самому себе. Следует добавить: эту неравность он восприни­мает как недостаток. Он движим желанием быть другим, но это состояние вечного самосовершенствования он не может при­нять как норму. Он в то же время желает освободиться от желания быть другим. Мораль и есть отношение человека к себе в перспек­тиве собственного стремления к совершенству, идеалу. Эта замкнутость на идеал, совершенство выражает­ся в том, что в человеческих мотивах и соответствующих им действиях есть пласт, который не умещается в границы закона причинности и принципа полезности. Человек, как уже отмечалось, не хочет мириться со смертью. Это — закон природы. Однако мы знаем много случаев, когда люди идут на смерть за свои убеждения, считая их важнее жизни. Такой способ поведения мы называем героическим. Из двух возможных вариантов поведения в бизнесе, один из которых сулит доход в один миллион рублей, а второй в десять раз больше, человек изберет второй. Однако есть поступки, которые он не совершит ни за какие деньги. Нет такой корысти, которая оправдала бы предательство друга, измену Родине, пото­му что и дружба, и любовь к Родине ценны сами по себе. Они бескорыстны. Мораль есть та область героического и бескорыстного в человеке, которая не выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, то есть самозаконодательный, характер. Она беспричин­на. Поскольку точкой отсчета морали является некое состояние, которое по определению бесконеч­но, неисчерпаемо совершенно, то она не может не нахо­диться в отрицательном отношении к любому наличному состоянию, которое всегда конечно, ограниченно. Мо­раль всегда имеет характер запретов. Позитивная формулировка в данном случае означала бы парадокс. Этот вывод может вызвать возражения, так как суще­ствует немало предложений, заключающих по­зитивное содержание. Они, однако, всегда являются настолько общими, неопределенными, что их можно рассматривать как вариации одного требования — требования быть моральным. Строгий, конкретный и, самое главное, проверяемый смысл имеют только моральные запреты. Люди и их поступки отличаются друг от друга только мерой морального несовершенства. В человеке, начиная с древности, выделяются три составляющие: тело, душа, дух. Мораль является харак­теристикой души. Если дух — божественное начало,  то душа представляет собой самое человеческое в человеке. Тело привязывает человека к земле, скручивает его обручем ненасытных желаний, духом он созерцает вечное. Душа представляет собой соединение одного с другим, она характеризует человека в его движении от низшего к вы­сшему, от животного к богу, от конечного к бесконеч­ному, показывает меру преодоленности животно-неразумного начала. Качественное состояние души выражает­ся в морали. Мораль, собственно, и есть анатомия души. Подобно тому как дух бывает истинным или ложным, тело — сильным или слабым, так и душа бывает доброй или злой, точнее, добродетельной или порочной. Вовсе не случайно образный строй куль­туры связывает душу и мораль с одним и тем же челове­ческим органом — сердцем. Чем же определяется то или иное состояние души, а соответственно моральные качества человека? В пла­тоновском диалоге "Федон" рассказывается миф, соглас­но которому души людей после смерти воплощаются в животных соответственно тем навыкам, которые они обнаружили в своей человеческой жизни. В образной форме Платон выразил очень важную истину: характер человека, качество его души определяются характером его отношений с другими людь­ми. Сами эти отношения, а соответственно человеческая душа становятся добродетельными в той мере, в какой они оказываются смирными, сдержанными, умеренными. Любопытно заметить, что, согласно Платону, добродете­льности недостаточно для того, чтобы попасть в род богов. Для этого надо еще стать философом. Платон тем самым обозначает различие между душой и моралью, с одной стороны, разумом и познанием — с другой.

Мораль ответственна за человеческое общежитие, она и есть то, что связывает, соединяет человеческое общежи­тие, делает его возможным. Для того чтобы могло состо­яться человеческое общежитие, необходимо осознать его в качестве первоценности. Это и составляет содержание морали.

Для того чтобы понять природу и назначение морали, нам следовало бы сделать пред­положение — об изначальном состоянии слитности людей, их гармонии с собой и друг с другом. Словом, мораль есть общественное начало в человеке, она связывает людей воедино до всех их прочих связей. Ее можно назвать человеческой (общественной) формой всех связей и отношений между ними. Мораль – это тот плацдарм, на основе которого только и может раз­ворачиваться человеческое бытие как человеческое.

Мораль - как общественная форма отношений между людьми, как такое объ­единяющее начало, мыслима только в сопряжении со свободой. Акты свобо­ды по определению являются всеобщими - ничто не может им противостоять и их ограничивать. В против­ном случае они не были бы свободными. Моральная всеобщность, поскольку она не считается ни с какими ограничивающими ее обстоятельствами, предполагает в качестве своего основания свободу. В противном случае она не была бы всеобщностью.

Мораль присуща только существу, обладающему сво­бодой воли. Как было иронично замечено, лучшее до­казательство существования свободы воли состоит в том, что без нее человек не мог бы грешить. Вопрос о том, почему человек грешит, почему он склонен к обману или скупости, не вызывал никогда трудностей ни в теории, ни в повседневной практике. Иное дело — вопрос о добродетельности человека, о том, почему он противостоит лжи и стремится быть щедрым. На это нельзя ответить без допущения свободы воли. Единство свободы и всеобщности составляет характерную особенность мо­рали. Мораль не имеет ничего .общего с произволом. Мораль существует в форме закона, она не терпит исключений. Особенность морали состоит в един­стве двух противоположных полюсов человеческой де­ятельности.

Мораль есть неотъемлемое свойство человеческого поведения, подобно тому как прямохождение есть неотъем­лемое свойство человеческого организма. Только благода­ря внутреннему свету морали человек узнает себя в других людях и понимает, что он — человек. Единое солнце морали, если оно и существует, недоступно человеческому взору. Мораль горит лампадой внутри каждого человека. Лампада эта иногда бывает ослепительно яркой, иногда тусклой, едва видимой, тем не менее, огонь морали горит в каждом человеке. В доказательство этого можно привести два факта: удиви­тельная точность обыденных представлений о морали как бескорыстии и присущая каждому индивиду безошибоч­ная способность отличать добродетель от порока. В сегодняшнее время предпринимателю необходим имидж честного, глубоко порядочного человека, руководствующегося принципами высокой морали. И это должен быть не показной, не наигранный, а реальный образ, подтверждаемый строгим соблюдением норм человеческой, религиозной, общественной морали и чувства гражданского долга. В современном представлении мораль есть совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу и в обществе. Мораль характеризует культуру и нравственность человеческих отношений.  Их основой служат совесть и честь человека. Мораль есть главное качество, характеризующее человечность и порядочность людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях.

        

         В поисках смысла человеческого бытия и нашей собственной жизни мы обращаемся к различным философским концепциям. Они открывают нам окно в мир внешний и мир внутренний, помогают объяснить наши мысли и чувства. Было бы наивным ожидать, что мы раз и навсегда найдём в них решение всех вопросов, которые волнуют человека. Совершенно прав В. Библер: «Наш дух стремится прислониться к одному из возможных смысловых спектров (выбор велик…) и поскорее намертво срастись с ним. Но такое успокоение каждый раз разрушается не только судорогами бытия, но и странным беспокойством человеческой Головы».

 

Философия долженствования.

Назовём так философскую, идеологическую, этическую концепцию, в рамках которой народ нашей страны жил и мыслил до последнего времени, а многие живут и мыслят сегодня. Марксизм является лишь одним из ответвлений данного миропонимания, но именно в нём оно нашло наиболее полное своё воплощение.

Личность рассматривается в данной концепции как совокупность общественных отношений, продукт социального воздействия. Согласно ей, человек не может, не имеет права замыкаться на своих личных интересах и потребностях. Наиболее ценные человеческие качества - гражданственность, чувство долга, ответственность, способность подчинить личные интересы общественным. Смысл жизни человека - в служении Отечеству. Ценность человека измеряется тем, как он сумел подчинить себя общественному долгу. Специфичность проявления данной тенденции в советском обществе С.Л. Франк определяет как «социальный фанатизм». Социальный фанатизм практически (вопреки своим целям) не отвергает внутренних духовных сил личности;  напротив он хочет их использовать - и, прежде всего основную потенцию внутренней жизни личности: веру, мечту, нравственное чувство, энтузиазм, коротко говоря, духовный огонь, которым горит личность. Но он хочет целиком без остатка вложить эту силу во внешнее делание - социальное строительство. Вся душа, всё сердце человека мобилизуется и предназначается для утилизации как сила, нужная для общественного строительства.

Таким образом, философия долженствования не только игнорирует внутренние духовные силы человека как источник, побудитель его активности, но и снимает ответственность человека за его деяния, образ жизни.

 

Философия существования (экзистенциализм).

Экзистенциализм-направление современной философии, возникшее в начале века в России (Шестов, Бердяев).

Отправная точка зрения данной концепции - признание уникальности, индивидуальности, исключительности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности.

Человек реализует себя как личность в той степени, в которой он сумеет на протяжении своей жизни сохранить и развить данную ему от природы уникальность. Взрослея, он теряет свою индивидуальность, ориентируясь на других («я как все»). Иногда он сознательно отказывается от своей индивидуальности, нивелируется - так ему кажется легче прожить. Отказ от полноты собственного существования ведёт к крушению личности.

Философия существования является основой гуманистических педагогических воззрений, рассматривающих воспитание, как создание условий для саморазвития и самореализации личности, как помощь её в самоопределении, в выборе своего жизненного пути, осознание принятия решений.

 

Концепция этической духовности.

Одно из наиболее и гармоничных гуманистических воззрений на цель и смысл человеческого существования содержится в русской философской мысли. В основе этого воззрения лежит идея развития духовности как душевности.

Человек есть существо, в котором соединяются начала духовное, душевное и телесное. Западная цивилизация направлена, прежде всего, на развитие телесного начала в человеке, а также на развитие воли, которая, по мнению Г. Федотова, менее всего выражает душевность.

Религиозные западная и восточная традиции высшим свойством человека считают его бессмертный дух, рассматривая его как ту субстанцию, которая может существовать и развиваться вне телесной оболочки человека и является выражением его божественной сущности, тем, что связывает его с миром Бесконечного, Вселенной, Космосом. Согласно философским концепциям, душевность есть нечто низшее по сравнению с духом, то, что связывает дух с телом (чувства, эмоции, переживания).

Русские философы отвергают такое понимание духовности человека. Высшая духовность, по их мнению, невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за всё, что совершается вокруг него.

 

Философия космизма.

Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной являются основополагающими в научно – философском направлении, получившем обобщенное название философии космизма. Истоки его уходят в глубь веков. Ощущение глубинной причастности сознания космическому бытию, мысль о человеке как микроскопе проходят через мировую культуру как восточную, так и западную.

Согласно восточным учениям, все явления в мире (в том числе человек) имеют двойную природу: внешнюю и внутреннюю, видимую и невидимую, духовную и материальную. Преодоление противоречия между ними и выступает движущей силой эволюции.

Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, философы–космисты утверждают, что оно может идти лишь в одном направлении, в развитии человеком своих духовных сил, своего духовного начала, которое вечно и бессмертно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Проблема самосовершенствования в литературе.

 

Ни одна другая наука не располагает таким богатым фондом сведений и наблюдений, каким являются для психологии памятники письменной культуры: произведения художественной литературы, жизнеописания, документы и т.п. Необходимо  постоянно помнить об этом «золотом» фонде и максимально использовать произведения классиков для расширения своего жизненного опыта.

         Наука об исцелении души, писал ещё Цицерон, есть философия, но помощь её приходит не извне, как помощь против телесных болезней – нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим.

         Гёте говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

                   Канадский учёный Ганс Силье в книге «Стресс без дистресса» рассматривает положение современной молодёжи. «Чтобы преодолеть нынешнюю волну расслабляющего крушения духовных идеалов, ведущую к насилию и жестокости, – пишет он, - нужно убедить молодых людей, что они не утолят нормальную жажду свершений эксцентрическим поведением или бесконечной погоней за любовными победами».

         Многие великие люди формулировали для себя жизненные принципы, правила, которые помогали им строить свою жизнь. Вот какие правила выработал для себя Франклин. Он считал, что нельзя сразу воспитать у себя все положительные качества, надо «в течение определённого времени сосредоточивать своё внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею – переходить к другой и так далее».

         Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов: качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков от которых надо избавиться, чтобы уважать себя.

Николай Островский писал: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать себя на собственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюблённости, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду ли я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить её за борт».

Книги имеют огромное значение для самовоспитания. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский выделяются глубиной познания природы человека, они умеют прекрасно отразить состояние героя, проникнуть внутрь его, например, в таких произведениях, как «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстой писал в: «Пора перестать ждать неожиданных подарков жизни, а самому делать жизнь».

 

1.4.   Практическая часть.

В работе над собой по  самосовершенствованию надо  помнить, что  есть  три взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль и  саморегуляция,   саморазвитие. Важнейшим инструментом каждого из них является рефлексия. Рефлексия – это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов

Способ первый: Релаксация.

Релаксация – это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации – подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима:

 - для подготовки тела и психики к углублённому самопознанию, самовнушению;

 - в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;

  • в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.

Как же необходимо  расслабиться:

Принять удобную позу (сидя в кресле), закрыть глаза и начать делать глубокий брюшной вдох и медленно выдыхая ртом, снять накопленное напряжение, усталость, до тех пор пока не достигнете внутреннего расслабления.

Очень эффективен сеанс самовоспитания – погружение в состояние полного телесного покоя: текст сеанса  можно  купить  в  специализированном  магазине, например, в отделе магазина 40.( на  пл.Металлургов) Другой способ – психическое замедление. Можно представить себя спящей кошкой и переключится  на её ритм.

Ещё один приём – сосредоточение внимания на пламя свечи, маятник, аквариум и отключение мыслей.

Из состояния релаксации  выходим постепенно: напрячь мускулы, углубить дыхание, открыть глаза и  снова  погрузиться  в  себя.

Способ второй: Концентрация.

Концентрация – это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием.

Представить картину: как сидите в саду и слышите разные звуки: пение птиц, жужжание насекомых, шелест листвы на ветру.

Выделить один звук, например шелест листвы, и попытаться сосредоточить свои зрительные, звуковые, телесные и другие ощущения на возникающих эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в моём сознании.

Способ третий: Визуализация.

Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций Для развития образных представлений  используем  ряд упражнений. В состоянии релаксации пробуйте увидеть образ зеркала  и себя в этом зеркале; зрительные, слуховые образы хорошо известных предметов; абстрактные понятия

Способ четвёртый: Самовнушение.

Самовнушение – это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение – это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.

. Её цель – психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации.

                  Глава 2.  Экспериментальное  исследование  специалистов

2.1.  Анкета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.2  Результаты  анкетирования 

 

Итак, задачей  данной  курсовой  работы  является:

Показать, что  совершенствование  личных качеств  специалиста является необходимым  условием воспитания  толерантного   отношения  к  другим  /коллегам  по  работе, клиентам /.

Найти  пути  и  средства  для  реализации  программы  по  самосовершенствованию  специалистов.

 Анкетирование  проводилось  в  декабре  2007 года  в  городе  Комсомольск-на-Амуре . В нем  принимали  участие  сотрудники  КГУ  Центра  занятости  населения. Были  опрошены  16  человек

Анкетирование  проводилось  в  рабочее  время , между  приемами  и  перерегистрацией  безработных  граждан .

Предлагалось  заполнить  подготовленные  бланки-анкеты.

Специалисты  /мужчины  и  женщины  в  количестве  16 чел, разного  возраста  и  различной  профессиональной  квалификации/.

Исходя  из  опроса  приходим , к  выводу, что 

  1. практически  все  сотрудники (15  из 16 человек) данного  предприятия  имеют  высшее  образование, что  говорит  о  высоком  образовательном  статусе работников
  2. практически, всем  специалистам  (15 из 16 человек) нравится  та профессиональная  деятельность в  которой  они  реализуют себя, что  говорит  о  соответствии  с  требованиями ,  предъявляемыми  со  стороны  профессии  к  их  уровню  образования,  квалификации,  интеллектуального  и  эмоционального  развития данных  работников
  3. все  сотрудники  (16 из 16 человек) самосовершенствуются  на  работе , повышают  свой трудовой  статус, как  по  объективным  факторам (выполняют  требования  и  нормы со  стороны  профессии ),так  и  по  субъективным (развивают  у  себя  способности,  индивидуально-психологические  свойства  и  особенности)
  4. На  вопрос «Приносит  ли  вам  радость  ваша  работа?» большинство  ответили «Да»(13 из 16 человек)

Теоретически  выходит, что  система  объективных профессиональных требований  находится  в  соответствии, взаимной  сообразности  с  субъективными  особенностями  и  возможностями  человека. 

Можно  сделать  вывод,  что  в  ходе  длительного  трудового  стажа, (а  по  анкетным  данным  стаж  работников  составляет в  среднем  10  лет)  у  сотрудников  сформировались  не  только  отдельные,  недостающие  ему в  начале  трудовой  деятельности функциональные  системы  и  психические  процессы, которые позволили  достичь  высоких  результатов  в  своей  работе , но  изменилась  сама  личность,  в  данном  случае  усовершенствовалась.

 Развилось  профессиональное  мышление специалистов, сложился  профессиональный  тип  личности  с  определенными  ценностными  ориентациями, характером, особенностями  профессионального  поведения,  общения  и  образа  жизни .  Хочу  отметить,  что  анкетирование  проводилось  в  доброжелательной  и  абсолютно  понимающей  ситуацию  атмосфере ( рабочее  время, напряженный  график  приема  безработных,…)

Из анкетных  сведений  можно  сделать  еще  один  вывод,

  1. что  многие  (8 из 16 опрошенных) сотрудники  данного  предприятия  используют  различные  методики существующих психотехник – для  достижения и поддержания высокой психической, духовной и физической формы,  с  помощью направленного мысленного сосредоточения (самовнушения).Так  как  их  профессиональная деятельность  связана  с частыми стрессовыми моментами, конфликтными ситуациями, требующими выдержки и самообладания; остальные  занимаются  активными  видами  спорта (волейбол, лыжи, бассейн …)

6. Исходя  из  анкет , заполненных  работниками  данного  предприятия , единственным  уязвимым  местом  у  опрошенных   людей  является  недостаточная  заработная  плата (9 из 7 человек) , что  говорит  о  том  что  уровень  оплаты  труда  большинстве  случаев не  обеспечивает  содержание  работающего  и  его  семьи. Расходы  для  социокультурного  развития  специалиста  недостаточны  для его саморазвития, что  ущемляет реализацию моральных  принципов, затрудняет  совершенствование  уже  имеющихся.

 

Самосовершенствование  и самовоспитание специалиста нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой нужна  для  того,  чтобы  чувствовать   гармонию  с  самим  собой  и  окружающим  нас  миром. Самосовершенствование  во  всех  сферах  человеческой  жизни  – это  организация всей жизни человека, это стиль и поддержание  качества  жизни, которую  он  выбирает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      2.2  Итак, задачей  данной  курсовой  работы 

 

  1. Программа личностного роста помогла мне организовать свою деятельность и ускорить процесс самосовершенствования, раскрыла творческий потенциал. Я стала свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные. Проследить процесс самоизменения можно анализируя мои рисунки до занятий психологией и в процессе личностного роста.
  2. Я на личном примере убедилась, что моё более терпимое отношение к окружающим людям, является следствием личностного роста. Для меня по-новому раскрылись грани межличностных отношений, повысился уровень эмпатии к окружающим меня людям.

Встретившись с другом, которого не видела год, он отметил произошедшие со мной позитивные изменения.

Я прикоснулась только к некоторым азам сложной и трудной науки самосовершенствования и поняла, что работа над собой – это внутренняя организация всей жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

  1.          Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания. М., 

             1961 - 248с.

  1.          Бердяев Н. Самопознание. М., 1990 - 247с.
  2.          Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ

непосвященных. СПб., 1991 – 193с.

  1.          Бернс Л. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 –

273с.

  1.          Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989 – 295с.
  2.          Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы

самосовершенствования. Екатеринбург, 1998 –144с.

  1.          Горбунов Г.Л. Учитесь управлять собой. М., 1976 – 257с.
  2.          Гримарк Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987 286с.
  3. Добротворский И.Л. Как найти себя и начать жить. Воронеж

1994 – 197с.

  1. Кауфман Б. Вверх по лестнице ведущей вниз. М., 1990 –

183с.

  1. Ковалёв А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983 – 256с.
  2. Ковалёв А.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967 – 293с.
  3. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск,
  4. Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. Л.,

1979 – 226с.

  1. Лободин В.Г. Путь к единству. Самоанализ и познание

внутреннего мира. СПб., 1996 – 250с.

  1. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или

старшеклассники о них самих. М.,1990 – 251с.

  1. Орлов Ю. Восхождение к индивидуальности. М., 1991 –

208с.

  1. Психология личности. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б.,

Пузырея А.А., М., 1982 – 286с.

  1. Рерих Н. О вечном. М., 1994 – 233с.
  2. Рувинский Л.И., Соловьёва А.Е. Психология

самовоспитания. М., 1982 – 276с.

  1. Русаков Б.А. Как воспитать самого себя. Новосибирск,

             1975 – 263с.

  1. Селезнёва Е.В. Я познаю мир «Психология». М. 2000 – 432с.
  2. Соловейчик С.Л. Вечная радость: очерки школы и жизни. М.,

1986 – 179с.

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – на – Дону,
  2. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992 – 197с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Возможные схема саморазвития.

 

 

Программу своего личностного роста я составил на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в моём идеале.

Опираясь на свои ближайшие цели я определил задачи самосовершенствования и пути и средства их реализации.

 

Задачи                                           Пути и средства

самосовершенствования                        реализации

 

1. Формировать силу воли    1.      Чётко и ясно осознать цель и стремиться достичь её.

                                                               2.      Научиться находить способы выполнения волевого действия, мотивировать их.

                                                      3.      Преодолеть внутренние  препятствия.

                                                      4.      Преодолеть внешние препятствия.

                                                      Чаще опираться на факты биографий, книжных героев, являющихся примером терпения, выдержки, силы воли.

 

2.Развивать усидчивость,    Завести дневник личностного роста.

целеустремлённость,            Научиться   организовывать   свою

организованность.                            работу: планировать свой день,  уметь контролировать себя, овладеть навыками работы с литературой, готовится к урокам в школе, рационально использовать свободное время.

 

   3. Развивать память              Внимательно взглянуть на знакомый

    и внимание                                         предмет, затем, закрыть глаза, образно, ярко, представить его во всех подробностях. Затем открыв глаза, ещё раз посмотреть  и определить, какие подробности были упущены.

                                                         Изученную таким образом вещь нужно попробовать нарисовать по памяти. После чего определить, что было не нарисовано.

                                                         Описать по памяти черты лица знакомого человека. Затем, наблюдая этого человека при встрече, уточнить не замеченные черты его лица.

                                                         Положить перед собой 7 – 15 мелких предметов, взглянуть на них, а затем по памяти описать их.

                                                         Осмотреть комнату, постараться запомнить всё, что в ней находится. Затем, закрыть глаза и воссоздать в подробностях образы увиденного в ней.

                                                         Вспомнить голос и интонацию какой-либо часто употребляемой фразы знакомого человека и попробовать с закрытыми глазами как бы вновь услышать её. Повторить эту фразу вслух, а при встрече с этим человеком сравнить «подлинник» с воспроизводимым воспоминанием.

                                                         Постараться хорошо разглядеть подброшенный и падающий предмет. Затем, описать его с наибольшей точностью.

   

 4. Развивать терпимость,   Памятка на развитие толерантности.    

понимание, уважение по                                                            

отношению к другим людям.

 

 5. Научится                               1. Наблюдать за собой. Определить,   контролировать свои             какие эмоциональные проявления

эмоции и чувства,                     являются для меня типичными.

обдумывать поступки.                     2. Овладеть такими способами взаимодействия с отрицательными эмоциями:

Принимать любое событие как  посланное Богом для своей же пользы. Этот путь ведёт к здоровью и мудрости.

Научится отстранённо наблюдать возникшую эмоцию, чувствуя её распространение. Пассивное наблюдение за ней приводит к её уничтожению.

Дать возможность эмоции выплеснуться, не загонять её вглубь, а реагировать. Это светский метод, позволяющий сохранить своё физическое и психическое здоровье.

Овладеть способами сжигания  отрицательных эмоций физическим усилием. (см. Приложение)

 

    6.Открыть своё «Я»,            Сеанс самовоспитания – погружения в

   принять себя,                         состояние телесного покоя в   процессе

сформировать целостный   самопознания. (см. Приложение)           

образ «Я».                                           Каждый новый день начинать с памятки на хорошее настроение. (см. Приложение)

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Гость (04.09.2014)
Просмотров: 1428 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск