Суббота, 15.12.2018, 06:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Издательство

Статистика

Рейтинг@Mail.ru
создание сайтов недорого
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

 ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Под организацией боевой подготовки понимается деятельность, командования по управлению боевой подготовкой.

Управленческая деятельность командования при организации боевой подготовки включает реализацию следующих функций управления: (рис.10)

- уяснение поставленных задач боевой подготовки;

- оценка условий, которые в той или иной степени могут оказать влияние на организацию и проведение боевой подготовки и выполнение поставленных задач;

- принятие решения на организацию и выполнение задач боевой подготовки;

- оформление решения командира соответствующими планами и документами (планирование);

- постановка задач по боевой подготовке подчиненным подразделением, частям;

- разработка и проведение мероприятий по своевременному и качественному выполнению поставленных задач;

- контроль, учет, оказание помощи и подведение итогов боевой подготовки.

 

При организации и проведении боевой подготовки основным требованиям предъявляемым к командирам и штабам всех степеней, является обеспечение непрерывного поддержания и повышения уровня боевой готовности соединений, частей и подразделений к ведению боевых действий в условиях применения современных средств вооруженной борьбы.

Организация боевой подготовки рассматривается также как строение процесса обучения, взаимосвязь его элементов, последовательность обучения. В данном случае организация выполняет функцию структуризации учебно-воспитательного процесса боевой подготовки. Это структурирование проявляется в появлении таких организационных форм боевой подготовки как учебный год, период обучения месяц, типовые дни боевой подготовки. Такое структурирование процесса боевой подготовки объективно обосновывается. Годовой и полугодовой цикл боевой подготовки сложился исторически в основном под влиянием способа комплектования войск. Комплектование войск по призыву приводит к тому, что дважды в год проходит обновление личного состава. Офицерский корпус обновляется, как правило, к концу календарного года. В части прибывают выпускники училищ, происходят перемещения из родов ВС.

Авиационная техника, СНОП и другие технические средства каждые полгода переводятся соответственно на зимний (летний) режим эксплуатации.

Практика боевой подготовки показала, что в данных условиях наиболее рациональным является годовой цикл боевой подготовки с разделением его на периоды обучения.

Типовые дни боевой подготовки также направлены на упорядочение процесса БП и создание оптимальных условий работы для личного состава.

В практике боевой подготовки авиационных частей сложилась следующая система типовых дней:

- дни полетов,

- предварительной подготовки,

- парковые дни,

- парко-хозяйственные дни,

- дни общей подготовки,

- подведение итогов,

-предвыходные (предпраздничные), выходные (праздничные) дни. Содержание мероприятий конкретного типового дня планируется штабом полка и утверждается командиром. Руководящими документами определяется количество и периодичность различных дней.

Так дни полетов определяются графиком распределения летных дней (ночей); который разрабатывается управлением Командующего Воздушной армии, в авиационных училищах командиром полка.

Количество дней предварительной подготовки определяется Наставлением по производству полетов и уточняется ГК ВВС в организационно-методических указаниях по подготовке ВВС на учебный год.

В настоящее время предварительная подготовка проводится перед каждым летным днем.

Парковые дни проводятся в соответствии с НИАО не реже одного раза в 15 дней.

Парко-хозяйственные дни проводятся в соответствии с общевоинскими уставами один раз в неделю.

Дни общей подготовки проводятся в конце текущего месяца в течении двух дней.

Подведение итогов один раз в конце месяца.

Дни наземной подготовки определяет командир полка.

Предвыходные, выходные дни определяются календарным годом. А предпраздничные, праздничные дни - Правительством РФ.

Организация боевой подготовки является одной из важнейших обязанностей командиров и начальников всех степеней. Овладение научными основами организации позволяет более качественно и эффективно решать задачи боевой подготовки.

УЧЕБНО - МАТЕРИАЛЬНАЯ  БАЗА

Следующим элементом системы боевой подготовки является учебно-материальная база.

Учебно-материальная база (УМБ) - это комплекс материальных средств, необходимых для проведения боевой подготовки в авиационной части (соединении). Она предназначена для обеспечения высокой эффективности всех видов занятий и полетов, проводимых в процессе летной и наземной подготовки. Учебно-материальная база представляет собой материальную основу учебного процесса и оказывает существенное влияние на боевую готовность и безопасность полетов авиационных частей, соединений.

Структура УМБ определяется целями и задачами боевой подготовки. Она должна соответствовать современному состоянию военной дидактики, передовому опыту обучения и формирования профессионально значимых качеств личного состава ВС РФ.

Основными элементами УМБ авиационной части являются:

-авиационная техника;

-средства управления и обеспечения полетов, аэродромы, полигоны, зоны и площадки различного назначения;

-воздушное пространство района полетов, учебные и тренировочные классы, специальные места занятий, спортивный комплекс, учебно-методические материалы, технические средства обучения (рис. ).

Авиационная техника, средства управления и обеспечения полетов, аэродромы, полигоны, зоны и площадки различного назначения, воздушное пространство района полетов относятся к учебно-материальной базе летной подготовки.

Учебные и тренировочные классы, специальные места занятий предназначены для проведения в авиационной части наземной подготовки. Перечень и типовое оборудование основных классов, нормы снабжения военно-учебным имуществом определяются Положением об учебной базе частей ВВС. В каждой авиационной части количество учебных и тренировочных классов определяет ее командир с учетом требований Положения..., состоящего на вооружении авиационного комплекса, условий базирования и содержания боевой подготовки. При базировании на одном аэродроме нескольких авиационных частей создаются общегарнизонные классы и места занятий. Их количество, оборудование и порядок использования определяется старшим авиационным начальником.

В авиационной части оборудуются классы:

-самолета (вертолета) и двигателя;

-авиационного оборудования, радиоэлектронного оборудования;

-авиационного вооружения и боевого применения;

-практической аэродинамики и динамики полета;

-объективного контроля;

-тактики;

-воздушной разведки и РЭБ;

-оружия массового поражения и защиты войск от него;

-связи и РТО полетов (подготовки группы руководства полетами);

-парашютной и по­исково-спасательной подготовки.

В частях некоторых родов авиации могут дополнительно создаваться другие классы, учитывающие специфику авиационной техники, ее оборудо­вания и вооружения.

Общую ответственность за состояние УМБ несет командир полка. Непосредственное руководство созданием и совершенствованием УМБ осуществляет заместитель командира полка. Материально-техническое обеспечение, строительство и ремонт его элементов возлагается на командира авиационно-технической части. За состояние учебных классов и мест занятий отвечают должностные лица, определенные приказом командира полка.

Мероприятия по содержанию и развитию УМБ определяет заместитель командира полка в соответствующем разделе Плана боевой подготовки полка. Кроме этого, в частях разрабатывается перспективный План развития учебно-материальной базы сроком на 5 лет.

Следующим элементом УМБ являются учебно-методические материалы (рис.12).

Учебно-методические материалы включают:

-учебную литературу,

-методические документы для проведения различных видов занятий,

-дидактические материалы для применения технических средств обучения.

Учебная литература является основным источником учебной информации. Основными ее формами являются:

-учебники,

-учебные пособия,

-курсы лекций,

-пособия для строевых частей,

-различного рода справочники и т.д.

Методические документы для проведения различных видов учебных занятий и выполнения упражнений Курса боевой подготовки рода авиации представляют важный элемент фонда учебно-методических материалов авиационной части.

Обязательный комплект учебно-методических материалов для проведения различных видов занятий в системе наземной подготовки определен КБП ВВС-88 "Наземная подготовка".

Технические средства обучения - это технические устройства, предназначенные для эффективного решения различных учебных задач в процессе занятия с помощью специальных дидактических материалов.

По дидактическому назначению различают следующие виды ТСО:

-средства предъявления учебной информации;

-средства контроля знаний;

-средства программного обучения;

-тренажеры (рис.13).

Технические средства предъявления учебной информации представляют собой устройства, которые воспроизводят вербальную, вербально-визуальную, визуальную, комбинированную информацию хранящуюся на фото-, кино и магнитной пленке, а также памяти ЭВК. К ним относятся устройства визуальной статистической проекции (эпидиаскопы, кодоскопы, кадропроекторы и т.п.), магнитофоны, кинопроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, дисплеи ЭВМ, электронные табло АСУ.

Технические средства контроля знаний - это технические устройства обеспечивающие автоматизацию процесса контроля знаний обучаемых. Эти технические средства обычно строятся на базе ЭВМ и выполняют следующие основные функции: предъявление контрольных вопросов или адресование к ним, запоминание и оценка ответов обучаемых, информация обучающего и обучаемых об оценке ответа на конкретный вопрос, расчет и информация об итоговой оценке. Эффективность технических средств этого вида определяется возможностями ЭВМ и качеством контролирующей программы.

Технические средства программного обучения - устройства на базе ЭВМ, обеспечивающие предъявление учебной информации и контроль качества ее усвоения обучаемых. Они работают по специальным программам и используются в основном для самостоятельного изучения учебного материала.

Тренажеры - это технические устройства, обеспечивающие формирование у обучаемых умений и навыков в выполнении каких-либо действий, важных для практической профессиональной подготовки.

В процессе обучения летного состава применяются специализированные пилотажные и комплексные тренажеры.

На специализированных тренажерах летный состав отрабатывает действия по эксплуатации отдельных систем и агрегатов воздушного судна, а также выполнение отдельных элементов полетных заданий. Пилотажные тренажеры обеспечивают формирование у летного состава умений и навыков в пилотировании воздушного судна на основных эксплуатационных режимах и этапах полета. Комплексные тренажеры дают возможность экипажу отрабатывать основные элементы всех видов летной подготовки.

Все виды ТСО решают учебные задачи с помощью специальных дидактических материалов: слайдов, диапозитивов, диафильмов магнитофонных записей, кино- и телефрагментов, контролирующих и обучающих программ (рис. ). Качество дидактических материалов оказывает решающее влияние на эффективность применения ТСО в учебном процессе. Наиболее сложные дидактические материалы (диафильмы, кино- и телефрагменты, программы для ЭВМ тренажеров разрабатываются централизовано. Слайды и некоторые другие документы разрабатываются в части.

Таким образом, учебно-материальную базу авиационной части составляет большое количество разнообразных материальных средств используемых в процессе наземной подготовки. Обеспечение высокой эффективности наземной и летной подготовки обусловливает объективную необходимость качественного содержания и постоянного развития УМБ.

 

ОСОБЕННОСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В УГРОЖАЕМЫЙ ПЕРИОД И В ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Боевые действия в современной войне могут начаться после угрожаемого периода и внезапно.

Угрожаемый период - это период времени от момента приведения войск в боевую готовность до начала боевых действий.

В угрожаемый период и в ходе боевых действий элементы системы боевой подготовки авиационного полка (дивизии) существенного изменения не претерпевает. В связи с проведением мобилизационных мероприятий в авиационные части поступают специалисты различных служб в том числе и летный состав запаса, выпускники училищ прошедшие обучение по сокращенным программам.

В угрожаемый период и в ходе боевых действий боевая подготовка не только не прекращается, а приобретает более интенсивный и целенаправленный характер.

Так же, как и в мирное время, боевая подготовка военного периода включает летную и наземную подготовку. Боевая подготовка конкретизируется. Это обусловлено тем, что в мирное время летный состав готовится в основном к ведению боевых действий против вероятного противника на ТВД, где базируется часть.

С началом угрожаемого периода или военных действий противник конкретизируется. В связи с этим боевая подготовка проводится принудительно к ведению боевых действий против конкретного противника.

Целенаправленный характер боевой подготовки в ходе войны обусловлен тем, что с началом боевых действий противник раскроет новые способы боевых действий, боевые порядки, тактические приемы, возможности средств ПВО и РЭБ. Многие из этих данных в мирное время не будут извествны. Поэтому с началом боевых действий потребуется вносить изменения и уточнения в тактику действий нашей авиации. Это потребует предварительной отработки тактических приемов с летным составом в ходе наземной и летной подготовки.

Боевая подготовка частей и соединений организуется и реализуется на основании директивы командующего ВА. В ней определяются задачи боевой подготовки и порядок ее проведения. Командиры соединений и частей эти задачи детализируют применительно к конкретным условиям базирования, вооружению, уровню боевой подготовки летного состава, штабов, расчетов КП, инженерно-технического состава.

Задачами БП частей и соединений в угрожаемый период после приведения их в установленную степень боевой готовности, подготовки к выполнению поставленных задач могут быть:

- уточнение и корректировка плана боевой подготовки в целях подготовки летного состава к выполнению типовых боевых задач в минимальные сроки;

- организация и проведение целеустремленной наземной и летной подготовки летного состава части к ведению боевых действий с применением различных видов средств поражения;

- подготовка боевых расчетов КП и других ПУ к управлению экипажами, подразделениями, частями в ходе боевых действий.

Боевая подготовка в угрожаемый период будет проводиться в сочетании с несением боевого дежурства и поддержанием высокой боевой готовности к отражению нападения противника.

В ходе БД основными задачами боевой подготовки являются:

- совершенствование и поддержание уровня боевой готовности экипажей подразделений и частей к ведению решительных боевых действий с полным напряжением сил;

- ввод в строй пополнения и летного состава после перерывов в полетах;

- изучение, обобщение и анализ тактики боевых действий авиации противника;

- разработка и освоение новых тактических приемов;

- организация и проведение боевой подготовки личного состава и пополнения;

- совершенствование уровня подготовки и слаживания в работе боевых расчетов ПУ к управлению боевыми действиями в сложных условиях наземной и воздушной обстановки;

- подготовка отдельных подразделений и частей к выполнению новых задач в соответствии с конкретными условиями ведения боевых действий.

Наземная подготовка в ходе военных действий направлена на обучение подразделений и экипажей к выполнению новых задач и на обеспечение качества полетов по плану летной подготовки с целью исключения небоевых потерь. Она проводится регулярно между боевыми вылетами, в периоды длительного нахождения частей в готовности N3 к боевому вылету, и оперативные паузы. Подготовка к учебным полетам осуществляется как и в мирное время, но в более сжатые сроки.

Основным содержанием наземной подготовки, проводимой в перерывах между боевыми вылетами целесообразно считать обмен боевым опытом, изучение оперативно-тактической обстановки в районе боевых действий и тактике противника, изучение новых тактических приемов своей авиации.

Занятия проводятся в ограниченное время, что требует от руководителя занятия тщательной подготовки и умения эффективно использовать учебное время.

Летная подготовка в ходе боевых действий проводится в перерывах между боевыми вылетами, а также в периоды оперативных пауз. С летным составом, прибывшим пополнением или из госпиталя и не включенным в боевой расчет полка, летная подготовка проводится постоянно, но без ущерба подготовки основного летного состава.

Основная особенность летной подготовки в ходе военных действий заключается в постоянном влиянии на процесс организации и проведения полетов фактора угрозы нападения противника.

Опыт Великой Отечественной войны и послевоенных локальных войн показывает, что организация и проведение боевой подготовки в угрожаемый период и в ходе боевых действий, занимает очень важное место в деятельности командиров и штабов авиационных частей, соединений.

ОСОБЕННОСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ЧАСТЕЙ В  ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Особенности боевой подготовки авиационных соединений, частей рассмотрим на примере тактической авиации США.

Боевая подготовка летных экипажей в строевых частях тактической авиации организуется на уровне авиационной эскадрильи и в интересах эскадрильи, являющейся основным тактическим подразделением одного рода авиации, способным решать боевые задачи как самостоятельно, так и в составе авиакрыла. Планами боевого использования тактической авиации каждой авиационной эскадрилье определяются конкретные боевые задачи, к выполнению которых летный состава должен быть постоянно готов.

Общее руководство боевой подготовкой летного состава осуществляет командир авиационного крыла и его штаб, отвечающие за организацию боевой подготовки в подразделениях (рис.14).

Первый заместитель командира авиакрыла в полном объеме исполняет обязанности командира в его отсутствие и является инспектором по летной подготовке для всего летного состава части. Он организует и проводит текущие, а при необходимости и внеплановые инспекторские проверки состояния боеготовности и ведения боевой подготовки в эскадрилье.

Под непосредственным руководством первого заместителя командира работает служба техники безопасности, в состав которой входит секция по безопасности полетов.

Руководство боевой подготовкой летного состава эскадрилий командир авиакрыла осуществляет через своего заместителя по оперативным вопросам, которому подчиняются соответствующие отделы штаба части и боевые эскадрильи. Заместитель командира по оперативным вопросам корректирует планы летной и наземной подготовки авиаэскадрилий крыла с учетом возможностей части по их обеспечению и директив вышестоящих командований, составляет общий план боевой подготовки летного состава крыла по выделению дополнительных ресурсов крылу для обеспечения выполнения плана. Он также готовит директивные указания подразделениям по составлению планов боевой подготовки на очередное полугодие.

Отдел стандартизации и оценок в соответствии с наставлениями командования ВВС организует прием у летного состава экзаменов по наземной подготовке и выполнения ими контрольных полетов, пересматривает старые и разрабатывает новые требования к летному составу, контролирует получение и наличие допусков у членов боевых экипажей.

Отдел боевой подготовки разрабатывает план боевой подготовки летного состава крыла в соответствии с требованиями боевых эскадрилий, ресурсами части и директивами командования.

В составе отдела имеются три секции: летной подготовки (планирование летной практики в масштабе крыла); летных тренажеров, систем жизнеобеспечения.

Отдел оружия и тактики отвечает за освоение летным составом бортовых систем оружия, их боевого применения, способов действий по наземным целям, тактике воздушного боя и ведения РЭБ.

Авиационная эскадрилья является основным звеном в структуре ВВС США, отвечающим за боевую подготовку летных экипажей. Командир эскадрильи несет личную ответственность за готовность летного состава эскадрильи к выполнению задач, предусмотренных планами боевого использования подразделения, и поддержание на достаточном уровне боевых возмож­ностей вверенного ему подразделения. В организации боевой подготовки командиру эскадрильи оказывают помощь следующие штабные группы:

- летной подготовки. Группа осуществляет планирование летной практики и распределение летного ресурса, руководит ходом боевой подготовки экипажей, организует и обеспечивает проведение проверок боеготовности подразделения и учений, отвечает за взаимодействие с другими подразделениями крыла;

- тактической подготовки. Группа отвечает за подготовку летного состава к боевому применению бортового оружия и освоение способов ведения боевых действий и приемов ведения боя.

Подготовка боевых экипажей тактической авиации ВВС США осуществляется в три этапа: освоение нового типа самолета, освоение боевого применения этого типа самолета и совершенствование боевой подготовки экипажей (рис.15). Первые два этапа освоения боевых самолетов проходят в учебно-тренировочных авиационных эскадрильях и крыльях. Третий этап проходит в строевых частях. Основной задачей летной практики экипажей является поддержание уровня своей подготовки и освоение новых тактических приемов и способов боевого применения бортового оружия с целью повышения боевых возможностей авиаэскадрильи. В основе планирования летной практики лежит разработанный командованием ВВС курс освоения боевых задач, решаемых подразделениями тактической авиации. План составляется на полугодие. Для оценки уровня освоения отдельных задач подготовки и получения допуска на самостоятельное их выполнение члены экипажей сдают ряд обязательных для всех зачетов и выполняют контрольные полеты. Зачет по бортовому вооружению принимается каждый квартал.

Наземная подготовка боевых летных экипажей в строевых частях планируется по полугодовым периодам и включает: общую наземную подготовку к полетам и оперативно-тактическую подготовку по задачам, стоящим перед подразделением. Общая наземная подготовка к полетам включает повторяющиеся каждые полгода курсы по следующим дисциплинам: физиологические особенности полетов, системы жизнеобеспечения самолета, полеты по приборам, аэродинамика самолета, авиационные системы самолета, планер и двигатель, регламентирующие документы и др. (рис.16).

Целью оперативно-тактической подготовки летных экипажей является освоение ими тактики действий по выполнению конкретных задач с применением конкретных видов бортового оружия.

Учебный курс наземной подготовки по тактике действий и применению бортового вооружения планируется, организуется и проводится централизовано командованием авиакрыла по стандартным программам. После изучения сдается зачет.

Курс оперативно-тактической подготовки ежеквартально повторяется для всех членов экипажей с целью освоения знаний по основным разделам курса. Стандартный курс оперативно-тактической подготовки состоит из следующих разделов:

А. Ведение РЭБ.

Б. Ведение боевых действий с применением ядерных боеприпасов.

В. Боевое применение управляемых обычных средств поражения класса "воздух-земля".

Г. Боевое применение боеприпасов класса "воздух-воздух".

Д. Ведение воздушной разведки.

Е. Наземная подготовка с целью освоения некоторых специфических задач, которые могут быть поставлены экипажам, группам, подразделениям.

В общей системе подготовки летного состава большое влияние уделяется тренажной подготовке.

В общим виде программа подготовки летных экипажей на тренажерах в строевых подразделениях включает отработку следующих задач:

1. Отработка действий в особых случаях.

2. Отработка упражнений общей летной подготовки.

3. Отработка тактических задач.

Каждый член экипажа должен пройти тренажную подготовку и сдать зачет.

Из приведенного выше материала можно сделать следующие выводы:

- боевая подготовка летных экипажей в строевых частях организуется на уровне авиационной эскадрильи и в интересах авиационной эскадрильи;

- боевая подготовка эскадрилий конкретизирована к основным боевым задачам;

- планирование летной подготовки осуществляется на полугодие;

- ежеквартально повторяется курс наземной подготовки с целью освежения знаний и сдаются зачеты;

- значительную роль в подготовке летного состава играет тренажная подготовка;

- система боевой подготовки непрерывно совершенствуется в направлении сокращения сроков подготовки экипажей к выполнению основной боевой задачи и обеспечении выполнения упражнений программ подготовки в условиях максимально приближенных к боевым.

Категория: Мои статьи | Добавил: Гость (13.11.2013)
Просмотров: 13132 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск